В России впервые продемонстрировали полностью беспилотную укладку асфальтобетонного покрытия отечественной техникой
Внедрение беспилотных систем и высокоавтоматизированных транспортных средств в нашей стране за 2025 год выходит на новый уровень, являясь закономерным этапом развития современных интеллектуальных транспортных систем, инновационных технологий и совершенствованию искусственного интеллекта.
По сообщению разработчиков, особенностью пилотного проекта является то, что при реализации высокотехнологичной инициативы специалисты решали несколько важных задач. В первую очередь — беспилотное движение отряда техники, когда дорожная техника не просто автономно без машиниста на борту двигается из пункта А в пункт Б, но и взаимодействует между собой и двигается по технологической карте по укладке асфальтобетонного покрытия. Во-вторых, в отличие от транспортных средств необходимо было обеспечить не только безопасность движения техники, но и обеспечить качество выполняемых беспилотниками дорожных работ.
Весь процесс укладки специального участка занял 50 минут. Сначала перед зрителями самосвал выгрузил асфальтобетонную смесь в отечественный асфальтоукладчик «Десна 2100», который автоматически распределил её по участку дороги. Затем на демонстрационный участок в соответствии с технологической картой вышел 7-тонный каток «Раскат». Он провёл предварительное вибрационное уплотнение асфальтобетона, после чего второй 11-тонный каток и в автономном режиме завершил процесс укладки. Работу машин между собой синхронизировал комплекс «Прометей», а точность их перемещения на полигоне обеспечивала навигационная система «Филин».
Стоит отметить, что в рамках реализации пилотного проекта также была разработана цифровая платформа контроля укладки верхних слоев дорожной одежды высокоавтоматизированной дорожно-строительной техникой.
В числе почетных гостей на презентации бесплиотной дорожной техники были заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, Министр транспорта РФ Андрей Никитин, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, ежегодная специализированная выставка «Дорога» остается центральной площадкой для демонстрации достижений, передовых технологий и обмена опытом в дорожной отрасли: экспозиция вновь впечатляет масштабом и разнообразием. Возможность беспилотной укладки асфальта тому доказательство.
«Дорожная отрасль — локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна, наглядно доказывает, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий», — сказал Марат Хуснуллин.
Внедрение данных технологий проходило при участии Министра транспорта Андрей Никитина. «Сегодня мы демонстрируем не просто новую технологию, а ключевой элемент будущего транспортной отрасли. Главный экономический эффект беспилотной укладки — это масштабируемость. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. Мы создаем высокотехнологичные рабочие места и сможем строить больше с теми же ресурсами. Крайне важно, что в основе этого прорыва лежит работа отечественных ученых, инженеров и машиностроителей. Поддерживая их, мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России», — прокомментировал Министр транспорта Российской Федерации Андрей Никитин.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова с 2000 года дорожная деятельность пережила поистине революционные преобразования: изменились подходы и методы работы, активизированы все ресурсы, чтобы успешно выполнять национальные задачи, установленные Президентом РФ, а представленный амбициозный проект по беспилотной укладке, безусловно, является важным шагом в части технологического обновления дорожного хозяйства.
«Сегодня вашему вниманию была наглядно представлена беспилотная укладка верхних слоев асфальтобетонного покрытия, причем именно отечественной, высокоавтоматизированной дорожно-строительной техникой, что крайне важно с учетом общего стремления российской промышленности опираться на собственные решения. В реализации проекта приняли участие как профильные ведомства, так и отраслевые ассоциации, научное сообщество, производители техники, за что им огромное спасибо. В этом году совместными усилиями науки, промышленности и бизнеса мы сформировали первый опытный отряд высокоавтоматизированной дорожной техники. Наша общая цель очевидна — технологическое обновление дорожного хозяйства, повышение эффективности всей системы его работы», ¬— подчеркнул Роман Новиков.
Масштабное и технологически значимое мероприятие прошло под эгидой Федерального дорожного агентства. В консорциум по реализации пилотного проекта по укладке верхних слоев дорожной одежды беспилотной дорожно-строительной техникой входят ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ», Российский университет транспорта, ВНИИ «СИГНАЛ», АО «РАСКАТ», ООО НПО «ГКМП», АО «КЭМЗ», ЗАО «ПКФ «РБДС».
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев указал на то, что внедрение беспилотной дорожно-строительной техники не должно становиться следствием моды, а ключ к успеху в подобных проектах — в чётком понимании её прикладной ценности для конкретных задач и условий.
«Массовое тиражирование таких решений в дорожной отрасли требует комплексного подхода: одного лишь отсутствия водителя недостаточно. Необходимо учитывать экономическую эффективность, безопасность процессов, нормативное регулирование и меры государственной поддержки. Кроме того, распространение беспилотных технологий потребует подготовки новых кадров. Для этого нужно создавать профильные образовательные стандарты и программы, чтобы сформировать в стране необходимые компетенции», — прокомментировал Антон Журавлев.
По словам генерального директора ВНИИ «СИГНАЛ» Владимира Пименова внедрение робототехники в дорожно-строительную отрасль имеет ряд преимуществ и может привести к значительным изменениям на рынке.
«Беспилотные машины работают круглосуточно, что сокращает сроки строительства и позволяет быстрее вводить новые дороги в эксплуатацию. Такие машины ускоряют и повышают эффективность работ, улучшают качество и долговечность покрытия. Это открывает новые возможности для развития инфраструктуры и повышает безопасность дорог», — прокомментировал Владимир Пименов.
Для обеспечения удалённого мониторинга и контроля качества укладки верхних слоёв дорожной одежды в реальном времени с автоматизированным сбором данных о работе техники, параметрах асфальтобетонной смеси и геопозиционировании, а также для повышения точности и эффективности дорожного строительства Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» при участии Российского университета транспорта в рамках проекта «Приоритет-2030» была разработана цифровая платформа контроля укладки верхних слоев дорожной одежды высокоавтоматизированной дорожно-строительной техникой (ЦПК ВАДСТ).
Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Александр Семкин отметил необходимость формирования отраслевой нормативной базы в подобных проектах, стандартов и требований по максимально быстрому стимулированию участников рынка к использованию этих решений в своей деятельности, подготовки кадров.
«2025 год по праву войдёт в историю цифровизации дорожно-строительной отрасли как год прорыва в области практического применения систем искусственного интеллекта, интернета вещей и робототехнических систем в дорожном строительстве. Отрадно, что эти решения появляются во всем спектре дорожной деятельности — от проектирования до строительства и содержания дорог. Мы видим, как растет объем этих решений и улучшается их функциональное и качественное наполнение. Особенно ценно, что подавляющее большинство этих решений находится на высоком технологическом уровне и не уступает передовым зарубежным аналогам, а во многих случаях — и превосходит их», — подчеркнул Александр Семкин.
Как отметил исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков внедрение и развитие беспилотной дорожной техники является важным шагом в цифровой трансформации дорожной отрасли и укреплении технологического суверенитета России в сфере строительства современных транспортных объектов.
«В течение года проводилась серьезная работа по доработке узлов асфальтоукладчика и катков, подготовке дорожной техники специальным оборудованием для обеспечения автономного движения, разработка программного обеспечения, Два месяца мы занимались испытаниями укладки отрядом дорожных беспилотников. Хочется отметить, что реализация подобных проектов станет не только стимулом для развития дорожной отрасли, но и придаст импульс развитию и реализации программ в сфере промышленности, микроэлектроники, систем связи. Новые возможности в работе техники станут одновременно и новыми возможностями для закрытия кадровой потребности, для создания новых профессий», — подчеркнул Дмитрий Ольховиков.
