На выставке «Дорога-2025» обсудили цифровую экосистему дорожного хозяйства и эффективность интеллектуальных транспортных систем
«Символично начать работу такого масштабного отраслевого мероприятия именно с вопросов цифровизации. Оценка результативности различных систем выходит сейчас на первый план. Цифровая экосистема включает в себя целый комплекс таких решений, как СКДФ, Платон, ИТС, АПВГК. Безусловно, надёжность всех вышеперечисленных систем способствуют повышению качества проводимых работ. Одна из ключевых задач сейчас — наладить эффективное взаимодействие всех элементов экосистемы», — отметил в приветственном слове депутат Государственной Думы Российской Федерации Сергей Тен.
Начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов сделал акцент на цифровом ландшафте Росавтодора отметив, что одним из его основных компонентов является Федеральная государственная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ). Другой важный элемент цифровой экосистемы ведомства — это система выдачи специальных разрешений, которая обеспечивает электронное оформление документов, контроль маршрутов движения, проверку весогабаритных параметров, а также формирование статистики перевозок.
«По уровню цифровизации Росавтодор на начало 2024 года занимает седьмое место среди 60 Федеральных органов исполнительной власти с показателем результативности 73,7%. Важным фактором в части достижения этой цифры является то, что автоматизированные системы управления Федерального дорожного агентства представляют собой комплекс, который интегрирует все процессы, обеспечивает мониторинг, исполнение и управление ресурсами, а также контролирует показатели эффективности и упрощает принятие управленческих решений. Особое внимание уделяется развитию аналитических возможностей и внедрению искусственного интеллекта для повышения точности, прогнозирования и планирования», — подчеркнул спикер.
В продолжение сессии заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев рассказал аудитории о развитии ФГИС СКДФ, перспективах и ее роли в цифровизации дорожного хозяйства.
«Сегодня в стране уже достаточно много состоявшихся цифровых решений, которые развиваются не только внутри Росавтодора — активно они применяются и в ГК «Автодор», и в субъектах Российской Федерации. Потребность во взаимодействии и обмене данными между существующими системами становится очевидной — это создаст синергию и, в первую очередь, облегчит жизнь владельцам дорог в их ежедневных рабочих процессах. Говоря о СКДФ, отметим, что сейчас продолжается формирование цифровой базы автомобильных дорог и мостовых сооружений, загружается информация по инструментальной диагностике. В Систему поступают данные по расходам из консолидированного бюджета, а субъекты РФ и ФКУ Росавтодора формируют программы работ по участкам и объектам т.е. в Системе есть возможность ознакомиться с перечнем конкретных видов запланированных работ. Кроме того, действует модуль, который позволяет вести статистическую отчетность и впоследствии передавать имеющиеся данные в Росстат. Сформирован также цифровой профиль субъекта, в котором отражены все данные о проводимых и запланированных мероприятиях. Нововведением является модуль УГИЗ — по аналогии с цифровым паспортов дороги мы перенесли в Систему всю базу данных имущества, земельных участков и объектов недвижимости и дорожного сервиса», — подчеркнул Антон Журавлев.
Важным вопросом в продолжении сессии стал вопрос развития интеллектуальных транспортных систем, в особенности обсуждение оценки эффективности ИТС и рейтинга субъектов.
Как отметил исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков рейтинг начал решать поставленные задачи — регионы начали общаться между собой на уровне специалистов в области ИТС, специалисты начали делиться опытом по реализации и эксплуатации ИТС и задавать вопросы по направлениям развития ИТС в своих регионах.
«Основная цель формирования рейтинга — создание единого информационного пространства, в котором каждый субъект Российской Федерации может получить данные об опыте реализации ИТС в других регионах и найти полезную информацию. По итогу проведенного анализа были выявлены слабые места по некоторым подсистемам в субъектах. Также рейтинг позволил выявить отсутствие в ряде регионов информационных порталов, в которых была бы доступна информация об ИТС, а также невозможность передачи жителями регионов информации о функционировании ИТС. Можно сказать, что ИТС „находится в подполье“, ведь для большинства жителей регионов, ИТС — это просто еще одна камера не перекрестке, однако именно ИТС предназначена для улучшения качества жизни населения», — сказал эксперт.
Спикер рассказал и о методике составления рейтинга. При формировании рейтинга специалистами Ассоциации было определено шесть групп показателей: оснащенность периферийным оборудованием, развернутость подсистем ИТС на улично-дорожной сети, степень развития пассажирского транспорта, кадровая обеспеченность и экспертная оценка ИТС региона и др. Оценка уровня развертывания ИТС в регионах производилась по относительным показателям распространения различных элементов ИТС на дорожной сети, а также по степени вовлеченности жителей региона в процесс функционирования ИТС. При этом, уровни зрелости ИТС в данном рейтинге не учитывались, т.к. в него включались как регионы, внедряющие ИТС, в рамках федеральной программы, так и регионы, не попавшие в эти программы.
Также, Дмитрий Ольховиков отметил, что предложенная Ассоциацией методика может служить основой для разработки комплексной методики оценки эффективности ИТС, а ключевым моментом методики комплексной оценки эффективности ИТС, должна служить оценка уровня эксплуатации, и то, как эксплуатация ИТС будет отражается на показателях функционирования транспортной инфраструктуры региона.
В рамках сессии участники также обсудили вопросы развитие систем «Платон» и «Эталон». Так, заместитель технического директора — директор департамента сопровождения ПО СВП ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Евгений Соколов описал работу и роль системы «Платон» в дорожном хозяйстве.
«В настоящее время Платон — единственный источник достоверной и юридически значимой информации о движении по федеральным трассам крупнотоннажных транспортных средств. Содержащиеся в нем сведения позволяют анализировать целый ряд параметров: от фактической структуры грузоперевозок до их интенсивности по дням недели, определение загрузки федеральных трасс, статистики движения в разрезе стран, марок автомобилей. Государственные органы активно используют информацию, находящуюся в системе — за все время работы было получено более 30 тысяч запросов на предоставление различных данных», — рассказал Евгений Соколов.
Управляющий партнер ООО «Сибирские интеграционные системы» Денис Жирков рассказал про развитие и возможности интеграции с программым комплексом «Эталон».
«ФГИС СКДФ является верхнеуровневой платформой, в то время как Эталон — система оперативного управления. Изменения происходят на ежедневной основе, опираясь на данные, предоставленные подрядчиками и заказчиками. Добавлю, что с прошлого года идет активная интеграция с СКДФ, а внедрение в Эталон ИИ позволило оперативнее выявлять риски в момент постановки задачи и своевременно предотвращать их», — прокомментировал спикер.
Заданная тема круглого стола вызвала оживленную дискуссию и обмен мнениями. Участники пришли к ряду выводов: необходимость соблюдения, в первую очередь, интересов граждан, функционального административного взаимодействия, наличия результативных ИТС для управления тем или иным регионом, а также объективной оценки эффективности их внедрения.












