16 мая 2025

«День качества» в Тамбове: новые ориентиры в дорожной деятельности, СКДФ, ИТС и кадры

«День качества» в Тамбове: новые ориентиры в дорожной деятельности, СКДФ, ИТС и кадры

Одним из ключевых вопросов к обсуждению стало обсуждение дальнейших шагов в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на 2025–2030 гг. Также участники и эксперты отрасли обсудили применение передовых технологий и материалов в дорожном строительстве на территории Тамбовской области, изменения в нормативно-правовой базе, развитие и внедрение цифровых технологий и интеллектуальных транспортных систем.

Губернатор Тамбовской области Евгений Первышов в приветственном слове к участникам конференции отметил, что мероприятие является важным этапом выстраивания системной работы между заказчиками и подрядчиками, площадкой для эффективного, ответственного и профессионального диалога между всеми участниками дорожной отрасли.

«Вопросов по состоянию улично-дорожной сети в нашем регионе очень много. Эта тема остаётся самой актуальной среди всех обращений и на личных приёмах, и в соцсетях. Для решения всех накопившихся проблем необходимы новые современные подходы, использование лучших практик и опыта коллег. Самое главное — жителям нужны не просто километры асфальта, а по-настоящему безопасная и комфортная инфраструктура», — подчеркнул Евгений Первышов.

Начальник ФКУ Упрдор «Москва-Волгоград» Юрий Сорокин в своем докладе рассказал о планируемых работах на федеральной трассе Р-22, которая проходит через Тамбовскую область.

«В 26 году планируем завершить 15-километровый участок дороги с доведением до 4 полос. Также выполнены работы по Северному обходу, продолжаем, и в 26 году введём ещё 10 километров Северного обхода, которые войдут в состав тамбовского транспортного кольца», — прокомментировал спикер.

В продолжении конференции спикеры сделали акцент на инновационном развитии дорожного хозяйства, цифровизации, развитие интеллектуальных транспортных систем.

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев рассказал о текущем развитии федеральной государственной информационной Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).

«СКДФ включает огромный массив разнообразных данных об автомобильных дорогах и дорожных работах, и эти данные можно использовать в конкретных прикладных целях, обмениваясь ими с региональными ИТС и средой общих данных строительных объектов, реализуемых с применением информационного моделирования. Взаимодействие СКДФ и ИТС для получения данных об интенсивности движения на дорогах позволит эффективнее планировать ремонтные работы, поскольку дорожники будут знать, какие участки более подвержены быстрому износу под воздействием большего количества проезжающих автомобилей», — подчеркнул Антон Журавлев.

О развитии интеллектуальных транспортных систем, первых эффектах и стоящих задачах в данной сфере рассказал исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.

«ИТС внедряются сейчас в 62 агломерациях в 56 регионах. И мы уже можем видеть первые эффекты. Так, благодаря адаптивному управлению на светофорных объектах в Рязанской области средняя скорость транспортного потока выросла до комфортных 35-40 км/ч, а интенсивность транспортного потока выросла на 30%. В Перми ИТС позволило снизить задержки при перевозке грузов и пассажиров на 26%, а скорость общественного транспорта за два года выросла на 10 км/ч. При внедрении адаптивного управления на светофорном объекте в Пензе перестал образовываться систематический затор на одной из улиц города. Жители стали на 30-40 минут выезжать позже на работу. В различных субъектах при внедрении ИТС отмечается также снижение аварийности в среднем на 5%», — отметил Дмитрий Ольховиков.

Одной из основных проблем, которые отметили в своих выступлениях и докладах все участники мероприятия — нехватка кадров.

Проректор Российского университета транспорта Татьяна Марканич подчеркнула, что особое значение приобретает создание и развитие системы наставничества как ключевого элемента подготовки кадров в дорожной сфере.

«Актуальной задачей сегодня является возвращение выпускников профильных учебных заведений в родные регионы. Многие студенты, получив образование в крупных городах, стремятся остаться там. Однако именно в регионах особенно остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. В этой связи наставничество может стать одним из эффективных инструментов закрепления молодых специалистов в регионах: наличие рядом опытного наставника облегчает процесс адаптации и повышает вероятность долгосрочного трудоустройства, а также снижает уровень неопределённости у выпускников», — прокомментировала Татьяна Марканич.

Исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» рассказал о работе центра компетенций интеллектуальных транспортных систем и взаимодействии с вузами и школами, а также отметил важность повышения престижа профессии.

«Более двух лет мы ведем серьезную системную работу по повышению квалификации действующих сотрудников и инженеров в области ИТС. Свыше 200 сотрудников из 30 субъектов, а также представители ЕВРАЗЭС, разработчики и производители оборудования прошли и проходят обучение в Центре компетенций ИТС. Кроме того, мы гордимся работой со школьниками и студентами. В рамках проекта «Транспортный класс» лекции по ИТС, цифровым технологиям в дорожном хозяйстве, развитию беспилотных технологий прослушали уже более 400 детей. На текущий момент 35 студентов МИРЭА проходят практику на базе Центра ИТС, собирают оборудование, пишут программы. Вместе с тем мы на постоянной основе проводим ИТ-чемпионат, в котором уже приняли участие свыше 500 молодых программистов. Некоторые ребята после окончания соревнований пошли работать в ведущие компании и подведомственные структуры отрасли, нашли себя и растут с профессиональном плане», — подчеркнул Дмитрий Ольховиков.

Особое внимание кадровому вопросу уделяют и в Тамбовской области. По мнению руководителя региона Евгения Первышова, необходимо создавать специализированные учебные заведения среднего профессионального образования, чтобы привлечь в отрасль как можно больше молодых специалистов.

Для студентов ТГТУ, где обучают специалистов по профилю, решено приобрести современное оборудование, которое позволит качественнее готовить молодых инженеров, проектировщиков и технологов. Соглашение о выделении средств недавно заключил регион. Есть планы и по развитию среднего профобразования дорожников.